Беседка
Рады Вас приветствовать на нашем форуме.
Надеемся, что Вам здесь понравится, и пройдя быструю регистрацию, Вы присоединитесь к нашему дружному сообществу
Беседка

форум для общения между ищущими свое фамильное Я
 
ПорталПортал  ФорумФорум  ГалереяГалерея  ПоискПоиск  Табель о рангахТабель о рангах  ЧаВоЧаВо  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поиск
 
 

Результаты :
 
Rechercher Расширенный поиск
Последние темы
Навигация
 Портал
 Форум
 Пользователи
 Профиль
 ЧаВо
 Поиск
Партнеры
Создать форумВсероссийское генеалогическое древо
WikiTree - growing the world's family tree
Join me @ WikiTree
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
мудрые мысли
хочу поделиться
счетчики

Яндекс цитирования
free counters Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Поделиться | 
 

 Как искать предков в архиве?

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 276
Дата регистрации : 2010-11-13
Откуда : Москва

СообщениеТема: Как искать предков в архиве?   Пн Апр 04, 2011 3:05 am



В попытках изучить свою родословную вы измучили вопросами родственников, вытрясли из них всю возможную информацию - и готовы к походу в архив. Чтобы этот поход оказался успешным, новичок, во-первых, должен знать, что такое архив, во-вторых - представлять особенности работы в архиве.

Явившись в архив, вы должны будете подать заявление на имя руководителя, в котором сформулируете тему своего исследования. На вас заведут дело, под подпись объяснят правила работы с документами.

Архив - учреждение, обеспечивающее хранение и изучение документов. Документы хранятся в архиве упорядоченно. Либо сами по себе, либо сброшюрованные в «дело» они представляют единицу хранения. Единицы хранения объединены в фонды - чаще всего по фондообразователю. Фондообразователь - учреждение, которое многие годы продуцировало эти самые документы.

Каждый фонд имеет опись, которая открывается исторической справкой. В этой справке изложена история фондобразователя, вкратце охарактеризован фонд, отмечены некоторые единицы хранения, содержащие уникальные, представляющие особую ценность документы. Далее в описи в определенном порядке - чаще хронологическом - перечислены сами единицы хранения, с указанием номера, названия, хронологических рамок и объема в листах.

Чтобы сразу сориентироваться в море архивной документации, проще начать работу в архиве знакомством с путеводителем. В таких книгах публикуются очень краткие исторические справки по наиболее значительным фондам с указанием их номеров. Выбрав по путеводителю нужные вам фонды, вы, затребовав их описи, отыскиваете в них необходимые документы - единицы хранения - и записываете их номера и названия в «требование». И получаете документы для работы.

Какие документы следует вам выбирать? Не стесняйтесь обращаться с такими вопросами к архивистам. Скорее всего, вам посоветуют изучить метрические книги, ревизские сказки и исповедные ведомости.

Метрические книги составлялись в церквах по годам, в двух экземплярах - один отправлялся в духовную консисторию, другой хранился в храме. Скорее всего, после революции оба экземпляра оказались в архиве, либо один - консисторский, если церковный не сохранился. Следовательно, метрические книги, скорее всего, находятся в фонде духовной консистории.

Метрическая книга состоит из трех частей: записей о рождении и крещении младенца, о венчаниях и о смертях. В первой части сообщается не только дата рождения и крещения, имя и фамилия младенца, но также и вероисповедание родителей и крестных, законнорожденный ребенок или нет; записи о венчании, кроме даты события, содержат сведения о женихе и невесте - имя и фамилию, вероисповедание, возраст; записи о смерти - имя и фамилию, возраст, дату смерти, ее причину.

После революции все эти сведения стали фиксироваться отделами ЗАГС исполкомов гор(рай)советов - значит, документы уже надо искать в фондах либо этих исполкомов, либо в фондах отделов ЗАГС.

Ревизские сказки могут храниться в разных фондах - волостных, сельских правлений. Методика поиска та же самая: либо по путеводителю и описям надо выяснить местонахождение документов нужного типа, либо обратиться за консультацией к работникам архива. Ревизские сказки содержат сведения о людях, относящихся к податным сословиям, - крестьянам, ремесленникам, мещанам. В эти документы записывались преимущественно лица мужского пола, фиксировались фамилия, имя, отчество, место рождения и жительства, возраст, семейное положение, сведения о детях, имущественное положение, национальность, иногда - особые приметы.

Ежегодные исповедные росписи представляют собой посемейные списки, в них называется глава и место жительства семьи, принадлежность к сословию, перечислены члены семьи. Эти документы могут храниться в фондах конкретных храмов.

Поиск предков, принадлежавших к духовенству, резонно вести в клировых ведомостях. Найти можно послужной список духовного церковнослужителя, сведения о семье, поведении.

В фонде рекрутского присутствия содержатся данные о рекрутах - фамилия, имя, возраст, грамотность, особые приметы.

Полезные для составления родословной сведения можно найти в подворных переписях.

Данные о городских жителях - и податных, и свободных от податей - можно найти в обывательских книгах, они могут находиться в фондах городских магистратов, управ, дум. В таких источниках называются имя, фамилия обывателя, возраст, семейное положение, наличие детей, профессиональные занятия.

Сведения о дворянах можно найти в фондах уездных и губернских дворянских собраний.

Важно понимать, что одной из серьезных трудностей для вас может стать необходимость разбирать рукописный текст. Документы XIX и тем более XVIII вв. велись от руки, и почерк далеко не всегда был разборчивым.

Ход своей работы в архиве надо правильно оформлять. Начиная работу с документом, необходимо записывать его шифр. Запись производится следующим образом. Например, мы работаем в Государственном архиве Владимирской области (сокращенно - ГАВО), используем метрическую книгу определенного храма, за 1845 год, объемом в 223 листа, обозначенную в описи № 2 номером 5, документ хранится в фонде № 1, нужные нам сведения находятся на обороте 25 листа и на 221 листе.
Люба Мельник


Последний раз редактировалось: Admin (Ср Май 11, 2011 8:21 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
http://sites.google.com/site/familiografia/home/novosti-sajtov
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 276
Дата регистрации : 2010-11-13
Откуда : Москва

СообщениеТема: формулярные списки чиновников   Ср Май 11, 2011 4:53 am

Формулярные списки

Главный документ, фиксировавший служебные отношения лица. На всех чиновников определенных классов и должностей заводились специальные документы о прохождении службы: формулярные (XVIII в. послужные) списки, а также личные дела. На служащих, которые не получали чинов и числились служащими по найму (переписчики, курьеры) формулярные списки и личные дела не заводились. В середине XVIII в. большинство ведомостей с послужными списками не имело строго установленной формы. Наиболее характерные графы ведомостей:
1. Фамилия, имя, отчество и возраст.
2. Когда поступил на службу.
3. Где служил ранее и где получил свой чин, когда и по каким указам.
4. Размер жалованья и по каким указам.
5. Сколько имеет детей мужского пола, их возраст, где учатся или служат.
6. Сколько имеет крепостных мужского пола и в каких уездах.

В послужном списке чиновника, введенном указом Сената 1798 г., содержались следующие графы:
"1. Чин, имя, фамилия и должность им отправляемая и сколько от роду лет;
2. Из какого звания происходит;
3. Сколько имеет во владении мужского пола душ, людей и крестьян, в которых уездах и как имена селений;
4. Когда в службу поступил и во оной какими чинами, в каких должностях и где происходил, также не было ли каких отличных по службе деяний и не был ли особенно, кроме чинов, чем награжден и в какое время ( годы, месяцы, числа);
5. В походах против неприятеля и в самих сражениях был или нет и когда именно;
6. Не был ли в штрафах и под судом, и если был, то за что именно, когда и чем дело кончилось;
7. К продолжению штатской службы способен и к повышению чем достоин или нет и за что;
8. Не был ли в отставке с награждением чина или без оного и когда;
9. Женат ли, имеет ли детей, кого именно, каких лет и где они находятся".

С 1815 г. в формулярные списки стали вноситься сведения обо всех получаемых орденах и наградах, денежных подарках, пенсиях, арендах и землях. В 1827 г. была расширена 3-я графа, содержащая сведения об имениях. В ней указывалось, есть ли у родителей, самого чиновника, или его жены родовое или благоприобретенное имение и в какой губернии, а также имеются ли фабрики, заводы, ненаселенные земли (количество десятин), дома каменные или деревянные и в каком городе они находятся. В 1849 г. Инспекторским департаментом была разработана новая форма списка для лиц гражданского ведомства. В ней указывались: чин, имя, отчество, фамилия чиновника, его должность, возраст, вероисповедание, знаки отличия, получаемое содержание, происхождение, имущественное положение, образование, время вступления на службу и назначения на занимаемую должность, награды, участие в походах и сражениях, взыскания по службе, время на хождение в отпусках и отставке, семейное положение (на ком женат, кто дети и их возраст). В 1905 г. графа о семейном положении была дополнена сведениями о времени вступления чиновника в брак, датами рождения жены и детей, их вероисповедании и с кем дети проживают. Такая форма формулярного списка действовала до 1917 г. Формулярный список заполнялся на основании подлинных документов о рождении, происхождении, образовании и браке.

До 1846 г. формулярные списки всех чиновников представлялись в Департамент Герольдии, с 1847 г. - в Инспекторский департамент. С 1858 г. ведение формулярных списков и их хранение было возложено на учреждения, в которых чиновники находились на службе. Формулярные списки высших чинов, занимавших должности первых 4-х классов, с мая 1894 г. присылались в Инспекторский отдел.

В делопроизводстве военного ведомства данный документ называется: формулярный, послужной, кондуитный список. В XVII в. этот вид документа назывался офицерская скаска (сказка). Вариант послужного списка для военнослужащего - полный послужной список - содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, возраст, место рождения, вероисповедание, семейное положение, наличие детей, сословие, образование, место службы, чин, должность, номер войскового подразделения, награды, владение недвижимостью, судимость, сведения о здоровье. Иногда составлялись краткие послужные списки, в которые вносились сведения не за весь период военной службы, а лишь за отдельный срок в связи с окончанием учебного заведения, перемещением по службе, производстве в чин и т.д. В делопроизводстве военно-морского ведомства этот вид документа тоже носил разные названия. Формуляр послужного списка в XVII - первой половине XIX в. был рукописным и не имел постоянной формы и названия. Это могли быть "скаска", "скаска послужная", "аттестационный список", "список команды".

Форма послужного списка также была различной: он мог быть составлен на одного человека или на весь состав воинской части в порядке старшинства в чине. С середины XIX в. формуляр послужного списка стал воспроизводиться типографским способом.

Федеральные архивы: фонды государственных учреждений, коллекции в РГИА (ф. 1349), РГВИА, РГА ВМФ, Собственная Е. И. В. канцелярия. Сенат, департамет Герольдии, Герольдмейстерская контора. Региональные архивы: фонды государственных учреждений, личные фонды.

(Романова С.Н., Глуховская И.И. Указатель видов документов, содержащих генеалогическую информаци (XVI в. - 1917 г.) // Журнал "Вестник архивиста". № 46-50. 1998-1999 гг.).
Вернуться к началу Перейти вниз
http://sites.google.com/site/familiografia/home/novosti-sajtov
 
Как искать предков в архиве?
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Беседка :: Архивы :: Алгоритм поисков-
Перейти: