Беседка
Рады Вас приветствовать на нашем форуме.
Надеемся, что Вам здесь понравится, и пройдя быструю регистрацию, Вы присоединитесь к нашему дружному сообществу
Беседка

форум для общения между ищущими свое фамильное Я
 
ПорталПортал  ФорумФорум  ГалереяГалерея  ПоискПоиск  Табель о рангахТабель о рангах  ЧаВоЧаВо  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поиск
 
 

Результаты :
 
Rechercher Расширенный поиск
Последние темы
Навигация
 Портал
 Форум
 Пользователи
 Профиль
 ЧаВо
 Поиск
Партнеры
Создать форумВсероссийское генеалогическое древо
WikiTree - growing the world's family tree
Join me @ WikiTree
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
мудрые мысли
хочу поделиться
счетчики

Яндекс цитирования
free counters Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Поделиться | 
 

 О метрических книгах

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Ma tante
модератор
avatar

Сообщения : 52
Дата регистрации : 2011-12-02

СообщениеТема: О метрических книгах   Пт Ноя 16, 2012 7:28 pm


О МЕТРИЧЕСКИХ КНИГАХ

Метрические книги - совокупность актов культовой регистрации, удостоверяющих события крещения (рождения), венчания (брака), погребения (смерти) конкретных лиц, в виде хронологических записей в книжной форме.


Ведение метрических книг

Первое законодательное оформление практика ведения метрических книг в России получила в решениях Московского церковного собора 1666-1667. Первым светским узаконением был указ Петра I от 1702 LО подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших. В мае 1722 прибавления к Духовному регламенту установили обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской империи. Указ Синода от 1724 впервые ввел графические формы метрических книг и уточнил особенности их ведения. А после Указа Синода от 1779 - Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах наличие книг в приходах и консисториях стало обязательным. Указ Синода от 1802 - О содержании в предписанном порядке метрических книг запретил хранение книг в домах священников и их раздельное ведение: отныне в приходах регистрация осуществлялась в одной общей книге.
В 1831 по Указу Синода в формуляре метрических книг были уточнены названия отдельных граф, введена раздельная нумерация по полу в записях о рождении. Формуляр метрических книг, просуществовавший вся дальнейшую их историю, окончательно был утвержден в 1838.

Состав метрической книги

Каждая книга состоит из трёх частей, содержащих сведения:

Часть 1-я - о рождении - дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и крёстных родителей, законность и незаконность рождения;

часть 2-я - о браке - имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена свидетелей;

часть 3-я - о смерти - имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения.

Метрические книги велись в двух экземплярах, один оставался в церкви, другой отсылался в консисторию.

Консисторские экземпляры ныне хранятся в фондах Духовных консисторий областных (республиканских) архивов, "церковные" экземпляры - в фондах церквей областных или районных (городских) архивов.
В ряде архивов все метрические книги были объединены в единые фонды. Во многих областях метрические книги конца 19, начала 20 века могут находиться в архивах ЗАГС.
Так в Краснодарском крае метрические книги хранятся в основном в районных архивах.
В Ростовской области основная часть дел, возраст которых превышает 100лет – в Государственном архиве Ростовской области (ГАРО), некоторые экземпляры встречаются в музеях Новочеркасска, Старочеркасска, Каменска-Шахтинского, Шахт, а дела «младше» 100 лет хранятся в архиве ЗАГС администрации Ростовской области.
В Волгоградской области метрические книги в основном хранятся в областном архиве.
В Ставропольском архиве сохранилась очень небольшая часть консисторских экземпляров (в том числе и по населенным пунктам Кубанского и Терского войска), которые до 1917г. находились в архиве консистории, располагавшемся в г.Ставрополе, а также метрические книги населенных мест Ставрополья. На данный момент личный опыт показывает, что архив Ставрополя является одним из наиболее пострадавших в результате событий последних 100 лет.
На основе записи в метрической книге выдавались метрические свидетельства (выписи).
При отсутствии метрических книг или при сомнительности записей, содержащихся в них, за доказательство рождения принимались исповедальные росписи, родословные, городские обывательские книги, формулярные списки, ревизские сказки, свидетельские показания. При подтверждении факта брачного союза принимались во внимание обыскные книги, исповедные росписи и другие документы, и также свидетельские показания.
Все эти документы являются также важным источником генеалогической информации.
Первое постановление о ведении исповедной росписи (ведомости) относится к 1697 году, в 1737 году был издан указ определивший ее окончательную форму. Ежегодно священник каждой православной церкви составлял исповедальные ведомости бывших на исповеди, ведомость не бывших на исповеди и ведомость на раскольников, если таковые были. Преимущественным временем исповеди был великий пост. Тем, кто не успел исповедаться в это время, разрешалось сделать это в любое другое время. В формуляре исповедной росписи имеется порядковый номер дома или двора, число в них мужчин и женщин, фамилия, имя отчество супругов (если супруг умирал, то в отношении остальных показывалось "вдовство"), имена детей до года. Далее указывался возраст для каждого члена семьи.
Исповедальные росписи находятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, приходских церквей.


Последний раз редактировалось: Ma tante (Пт Ноя 16, 2012 7:41 pm), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Ma tante
модератор
avatar

Сообщения : 52
Дата регистрации : 2011-12-02

СообщениеТема: Re: О метрических книгах   Пт Ноя 16, 2012 7:33 pm

Метрические книги православных

Повсеместное ведение метрических книг было установлено для православного духовенства в 1722, но исправное ведение метрик привилось не скоро, как это видно из большого числа указов Синода, подтверждающих необходимость правильного ведения метрических книг и наблюдения за этим. Такие указы были изданы в 1779, 1802, 1812, 1824 и т.д. В 1838 Синодом было установлено, чтобы причт ежемесячно свидетельствовал и подписывал книги, обозначая, сколько в истекшем месяце умерло, родилось и сочеталось браком, и чтобы родители, восприемники и свидетели подписью своей скрепляли верность записи. Этим же указом 1838 была установлена новая форма метрик. Новые указы Синода с обращением внимания на неисправность ведения метрических книг, встречаются в 1838, 1886, 1889, 1890, 1903. В указе 1903 обращается внимание на большое количество поступающих "на разрешение Консистории и Св. Синода дел об исправлениях в метричесикх книгах неправильных записей и о внесении в эти книги пропущенных актов о рождениях, браках и смерти". Незаполненные бланки, собранные в метрические тетради, выдавались приходским священникам из консисторий или духовных правлений. Правильность заполнения метрик контролировалась благочинными, проверяющими текущую документацию подведомственных церквей каждые полгода. Во избежание подлогов, ошибок, упущений ответственность за каждую запись возлагалась на весь церковный причт.

Ведение метрических книг

Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею), второй - оставался в церкви.
Консисторский и приходской экземпляр метрик

Консисторский экземпляр, включавший метрические тетради рождения, брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города, достигал 1000-1200 листов. Приходский экземпляр имел иную структуру. Он включал записи рождений, браков и смертей только одного прихода за несколько лет, в зависимости от численности прихода. До 1840-50-х гг. приходская метрическая книга включала все виды регистрации, а позже каждый вид регистрации велся в отдельной книге. Объем приходской метрической книги чаще всего был около 200-250 листов. Полную юридическую силу имели документы выданные на основе консисторского экземпляра. Записи в метрические книги производились сразу после совершения акта, а записи о браке сверялись с обыскными книгами. Участники таинства ( родители и восприемники при крещении, жених или поручители при венчании) могли ознакомиться с внесенной в метрику записью и подтвердить ее верность в соответствующей графе.

Регистрация в метрических книгах

Регистрация в метрических книгах велась священниками со слов, поэтому в записях находило отражение большое количество бытовых (просторечных) наименований населенных мест (а, возможно, и их частей). Метрические книги представляют регистрацию церковных обрядов, а не самого факта рождения, брака или смерти. Не получают крещения мертворожденные, а также умершие вскоре после рождения, они могут не попасть в метрики о родившихся. С другой стороны в христианские метрики кроме родившихся заносят случаи крещения взрослых. В метрические книги об умерших у православных также могут не попадать младенцы, умершие до крещения, над которыми не совершен обряд погребения, а также самоубийцы. По военно-духовному ведомству прямо запрещалось вносить мертворожденных в метрики. В губерниях или епархиях, где население было очень разбросано и приходы чрезвычайно растянуты, как например в Сибири, нередко умершие вынужденно хоронились без участия духовенства и, соответственно, не попадали в метрические книги.

Где искать метрические книги

Велись метрические книги в церковных приходах до 1918 (в некоторых районах до 1921), затем регистрация актов гражданского состояния была передана подотделам ЗАГС местных органов исполнительной власти. После октября 1917 метрические книги первоначально были переданы в городские, уездные, волостные земские управы, а с созданием органов ЗАГС, - в их волостные, уездные и губернские отделы. Сейчас они большей частью находятся в местных областных и республиканских архивах, но кое где и в органах ЗАГС.
Например, большинство метрических книг приходов, находившихся на территории Чувашии, (с 1763 по 1918) хранятся в Центральном государственном архиве Чувашской Республики. Это ?метрики¦ по Алатырскому, Ардатовскому, Буинскому и Курмышскому уездам Симбирской губернии и Козьмодемьянскому, Тетюшскому, Цивильскому, Чебоксарскому и Ядринскому уездам Казанской губернии. А магометанские метрические книги (с 1780 по 1881) по Тетюшскому, Цивильскому и Чебоксарскому уездам находятся в Национальном архиве Республики Татарстан. Там же хранятся православные метрические книги Цивильского уезда с 1763 г., Чебоксарского - с 1790.

Метрические книги по селениям Московской губернии находятся в Центральном историческом архиве г. Москвы (ЦИАМ) фонде 203 опись 780. Метрические книги сгруппированы в Lсвязки¦ (по 4-5 приходов) - в основном по алфавитному принципу. Так, в описи метрических книг 1885 г. по Клинскому уезду д. 979 включает в себя села с начальными буквами LБ¦ (5 приходов), д. 980 v LВ-Д¦ (7 приходов), д. 981 v LД-З¦ и т.д. Всего 50 церковных приходов в уезде. http://srv.president.gov.by/ - метрические книги в архивах Беларуси Для того, чтобы найти своего предка, надо точно знать к какому приходу относился населенный пункт, в котором он жил. Правда при этом нужно учитывать, что в первой половине XIX в. соблюдался запрет регистрации в других приходах, то с конца XIX в. стали более вольно осуществлять крестины и венчания в соседних приходах.

Что такое приход?

Приход был основной единицей епархиального деления России. Состав приходов неоднократно изменялся. В уездах село являлось центром прихода, в состав которого входило еще несколько более мелких населенных пунктов, иногда - разных уездов, в некоторых случаях v губерний. В исключительных случаях части одного и того же населенного пункта относились к разным церковным приходам, что характерно для городов и крупных сел. Границы церковных приходов постоянно изменялись. Следующим уровнем административного церковного управления был благочиннический округ, включавший вначале 7-10 церквей с их приходами, что предусматривалось Духовным регламентом 1721. Приходские церкви уезда разбивались на группы по 10 церквей; один из числа приходских священников назначался благочинным. В его обязанности входил контроль за правильностью ведения служб и церковной документации, поведением священников в быту. Дважды в год благочинный приезжал в приход с проверкой. На уездном уровне дела церкви решались в духовных правлениях. До середины XIX в. церкви находились в ведении духовных правлений, а по их упразднении перешли в непосредственное подчинение консистории. Приходы входили в состав епархии, границы которой не всегда совпадали с административно-территориальным делением на губернии. Епархия в среднем объединяла в 1737 около 700 приходов, в 1783 v 530, в 1860 v 550 приходов, а центральные епархии v свыше 1000 приходов. В пореформенный период за 1869-1879 по России было упразднено около 2000 приходов. Справочники, содержащие в числе прочего и сведения о том, какие населенные пункты входили в состав приходов, выпускались, некоторые ихз них есть в библиотеках. Правда, нередко они не отражались в каталогах, поскольку считались неактуальными для советского читателя. В 1997 в Российской национальной библиотеке было обнаружено 50 нерекаталогизированных уникальных "Расписаний церквей, причтов и приходов" различных епархий, относящихся к середине 70-х гг. XIX в. Библиографическое выявление, установление мест хранения и раскрытие содержания губернских епархиальных справочников v одно из приоритетных исследовательских направлений отдела библиографии и краеведения РНБ. А пока эта работа не завершена, они вполне могут обнаружиться в епархиальных библиотеках. Например, в библиотеке епархиального управления Казанской епархии разнообразные справочники за разные года точно есть.
Справочные издание русской православной церкви перечислены на странице http://www.petergen.com/
Каталог православных ресурсов, позволяющий найти нужную епархию и задать вопрос про справочники по церковным приходам: http://www.orthodox.spb.ru/

Изначально не существовало разделения внутри системы церковного учета православного населения. Однако к началу XIX в., с выделением придворного и военного духовенства в самостоятельные ведомства, единая в XVIII в. система регистрации актов гражданского состояния утратила целостность.

Метрические книги военного ведомства

Метрические книги военного ведомства содержат информацию о различных категориях военного населения, составлявшего значительную долю в общем числе российских подданных. До 1800 каждый полковой священник подчинялся преосвященному, в епархии которого квартировал его полк. В ходе военных кампаний Синод поручал отдельным лицам руководство военным духовенством, находящимся на театре военных действий. Эти временные руководители именовались обер-полевыми священниками или обер-иеромонахами флота. Павел I высочайшими указами в 1800 сделал должность обер-священника армии и флота постоянной и передал в его ведение военное и морское духовенство. В 1815 была создана должность обер-священника Главного штаба, в ведение которого перешли священники гвардии и гренадер. С этого периода управление военно-морским духовенством осуществлялось двумя ведомствами, но организация делопроизводства в этих ведомствах была сходной. Позднее руководители этих ведомств из обер-священников были переименованы в главные священники, внутренняя структура учреждений при этом не изменилась. Изменения в управлении военным духовенством произошли в 1880-е. Особая комиссия при Священном Синоде выработала положение об упразднении должности главного священника армии и флота и должности главного священника гвардии и гренадер. Их функции были переданы протопресвитеру военного и морского духовенства, в его лице все полковые и флотские священники получили единого руководителя. Более сложную структуру имела система учета военного населения. Основная часть армейских и флотских священников относилась к ведомству обер-священника армии и флота. В 1800 Озерецковский, первым принявший эту должность, назначил 14 благочинных, которые и явились фактическими организаторами и руководителями деятельности армейского духовенства на местах.
Схема обращения документации

Именно через благочинных обер-священник получал сведения о состоянии дел в полках и на флоте, а также всю отчетную документацию, поступающую от духовенства. При наличии в том или ином округе должности полевого обер-священника, благочинный по всем текущим вопросам связывался с ним, а не обращался непосредственно к обер-священнику армии и флота. Полковые и флотские священники ежегодно с апреля по май присылали благочинному "требовательные" ведомости, в которых указывали количество необходимых бланков для метрических записей на будущий год. Благочинный скреплял подписью эти бланки, прошнуровывал их и выдавал священникам. Вести метрические записи следовало в двух экземплярах. Не позднее 15 января нового года священникам предписывалось присылать благочинному оба экземпляра метрик за истекший год для проверки. Засвидетельствовав личной подписью верность записей в каждой книге, благочинный черновой экземпляр возвращал в церковь, а беловую метрическую книгу с остальными отчетными документами отправлял в канцелярию обер-священника. Аналогичная схема обращения документации существовала в ведомстве обер-священника гвардии и гренадер. В канцеляриях обоих ведомств составлялись сводные таблицы о числе рождений, браков и смертей в военном сословии, которые подавались в Синод. Также составлялись различные статистические документы для светских учреждений. Единой коллекции "военных" метрик на сегодняшний день не существует. Метрические книги военно-духовного ведомства содержатся в фондах нескольких центральных архивов и частично представлены в местных архивах. Беловые экземпляры метрик поступали на хранение в канцелярии обер-священников, которые, после учреждения единого руководства в военно-духовном ведомстве, вошли в состав канцелярии духовного правления при протопресвитере военного и морского ведомства. Фонд 806 РГИА (Духовное правление при протопресвитере военного и морского ведомства) первоначально содержал значительный комплекс метрических книг различных войсковых подразделений. Однако в настоящее время практически все документы утрачены, возможно, они были списаны и уничтожены в 1950-60-е годы в ходе работы "по разгрузке" фондов архива. В Ф. 806 РГИА находятся "Метрические и исповедные книги 1-й Артиллерийской бригады", "Метрические книги церкви Ставропольского военного госпиталя 1840-1844 гг.", "Восемнадцать страниц из метрических книг Петропавловской церкви Зеленского военного поселения". Тот же фонд содержит значительное количество исповедных ведомостей различных полков за период с 1815 по 1918.


Метрические книги придворного ведомства

Метрические книги придворного ведомства включают в себя сведения в том числе и о придворном окружении, дворцовой прислуге и придворная охране, а также отражают некоторые стороны повседневной жизни двора и императорской семьи. В 1798 привилегированное положение придворных священников законодательно оформил указ Павла I, по которому они, в отличие от епархиальных священников, получили наименование пресвитеров, "данное в знак уважения к высокому месту их служения при Высочайшем дворе". При Александре I было образовано отдельное ведомство придворного духовенства во главе с Протопресвитером Московского Благовещенского и Придворного соборов. Глава ведомства избирался лично государем и являлся его личным духовником или духовником членов императорской семьи. Дворцовые и придворные церкви, таким образом, вышли из епархиального подчинения, изменился порядок прохождения документации для этих церквей. Протопресвитер Придворного собора, возглавляющий придворное духовенство, в начале года выдавал причтам метрические тетради за своей скрепою и печатью. По истечении года, заполненные, они доставлялись ему для проверки. При церквях оставались копии. Протопресвитер представлял метрики в Синод, проверка правильности записей поручалась одному из членов Синода, обычно это был обер-священник армии и флота. После исправления недочетов, документы отправлялись в архив Санкт-Петербургской консистории. В настоящее время комплекс метрических книг придворного ведомства находится в фонде 796 (Канцелярия Синода) и в фонде 805 (Канцелярия заведующего придворным духовенством) РГИА. В фондах представлены и синодальные (подшивка за один год метрических тетрадей различных церквей), и церковные экземпляры. Непрерывный массив с 1783 по 1920 составляют метрические книги Придворного собора при Императорском Зимнем дворце. В фонде 805 на особом хранении находятся также "Метрические книги о членах Российской Императорской фамилии". В метрических книгах Придворного собора Императорского Зимнего дворца за 1800-1804 гг. форма записей в церковном экземпляре напоминает изложение событий в камер-фурьерском журнале, привычного разделения на три части книга не имеет, в ней чередуются записи о рождениях и браках. Основное внимание обращено не на сам факт брака или крещения, а на присутствие при этом событии Высочайших особ. Лица царствующей фамилии достаточно часто выступали в роли восприемников, императорскими крестниками становились люди различного социального происхождения. Такой почести мог удостоиться как сын родовитого сановника, так и сын лакея.


Метрические книги других вероисповеданий

Позже, чем для православного вероисповедания, явились законы о ведении метрических книг для других вероисповеданий: для еванглическо-лютеранской церкви в 1764 (с последовавшим в 1832 объединительным Законом), для римско-католической церкви в 1826, для мусульманской веры в 1828 и 1832, для мусульман Закавказского края в 1872, для евреев в 1835, для раскольников в 1874, для баптистов в 1879. Это, впрочем, не значит, что раньше они не велись. В 1710 в Петербурге завели первую метрическую книгу крещенных католиков. С 1716 метрические книги стали вестись на латыни. Обязанность ведения метрических книг, в России была возложена на духовных лиц различных вероисповеданий - священников, настоятелей (у кат.), проповедников (у лютеран), газзанов (у караимов), имамов (у магометан), раввинов (у евреев). В Царстве Польском ведение актов гражданского состояния носило смешанный церковно-гражданский характер. О том, как заключились браки (и производились метрические записи о них) людей разного христианского вероисповедания, об усыновлениях и т.п. можно прочесть на сайте http://www.jewish-heritage.org/ есть сведения о том, где какие метрические книги евреев сейчас находятся. Записи актов гражданского состояния в синагогах велись по примерно таким же схемам, как и у христиан (рождение, обряд обрезания, бракосочетание, смерть). Однако в религии евреев нет церковной организации, есть только обрядовая сторона, и Талмуд не возлагает ни на кого специально обязанности совершения обрядов, оставляя право совершать их за любым верующим, что приводило к тому, что не метрические записи существовали далеко не обо всех евреях. Часто не проводилась метрическая запись рождения и смерти девочек. Над мальчиками производился обязательный религиозный обряд обрезания, и кроме того, учет их был необходим в силу существующих законов о воинской повинности и постоянно проверялся. Для иудеев существовал ежемесячный и годовой контроль духовных правлений и годовой - городских дум, сверявших метрические записи. По какому принципу выбиралось место записи в метрической книге я, честно говоря, не знаю. Например, в еврейских метрических книгах, сохранившихся в Рыбинском архиве с 1883, можно обнаружить записи фактов рождения и смерти евреев, проживавших в Ярославле., Угличе, Пошехонье, Данилове, Некоузе, Мологе, Ростове, Романове-Борисоглебске, Макарьеве, Красном Холме; Грязовце, Костроме, Кинешме, Бежецке, Лебедине, Владимире, Кашино, Сонково; селах Яковлевском, Вятском Даниловского уезда, Ильинско-Хованском Ростовского уезда, Макарьеве Костромской губернии, Карпунино и т.д. На рыбинском еврейском кладбище похоронены многие евреи, умершие в других городах и селах губернии. Еврейские метрические книги велись на двух языках: на левой странице разворота текст по-русски, на правой - тот же текст продублирован на иврите или идише. Годы по еврейскому летоисчислению в обоих вариантах практически нигде не указываются, в еврейском тексте периодически встречаются указания на даты христианского календаря. Существовали проблемы, связанные с передачей на русском языке еврейских личных имен и топонимов плохо владевшими русской грамматикой евреями, ведшими метрические книги. Некоторые записи нередко утрачены в результате небрежного обрезания листов после сшивания тетрадей. Практически не велась регистрация рождений, смертей и браков среди мусульманского и языческого населения Азиатской России, особенно среди кочующих народностей, как киргизы и калмыки. Метрические книги старообрядцев (за исключением единоверцев), раскольников и сектантов до 1905 велись полицией. Многие раскольники и сектанты, скрывая свою принадлежность к расколу, официально значились православными и вместе с тем не находили по своим редиг убеждениям возможности исполнять обряды православной церкви, совершали похороны без священника, не крестили новорожденных, от полиции же это скрывалось. С 1905-1906 ведение метрических книг старообрядцев, раскольников и сектантов, приемлющих священство, было возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников. В старообрядческих общинах беспоповских согласий ведение книг с 1907 возлагалось на особых, избираемых собраниями общин, старост. Книги сектантов, не признающих духовных лиц, велись в городах городскими управами или городскими старостами, а в уездах - волостными правлениями. Ведение метрических. записей смертей, рождений и браков мариавитов и баптистов возлагалось на полицию. Полицией же велись метрические записи у язычников (незначительная часть черемис, вотяков и чувашей, чукчи, айны и др.), кроме буддистов и ламаитов, у которых книги велись их духовными лицами.

Католические метрические книги

Для римско-католической церкви метрические книги законодательно учреждены в 1826 году. Однако, первая метрическая книга крещёных католиков заведена в Петербурге в 1710 году, а с 1716 года католические метрические книги ведутся на латыни. Обязанность ведения метрических книг у католиков в России была возложена на католических священников и настоятелей.

Лютеранские метрические книги

Для еванглическо-лютеранской церкви метрические книги законодательно учреждены в 1764 году. Обязанность ведения метрических книг у лютеран в России была возложена на проповедников.

Магометанские (мусульманские) метрические книги

Для мусульман метрические книги законодательно учреждены в 1828 — 1832 годах, а для мусульман Закавказского края — в 1872 году. Обязанность ведения метрических книг у магометан в России была возложена на имамов, а у караимов – на газзанов. Среди мусульманского и языческого населения азиатской России, особенно среди кочующих народностей (киргизы, калмыки), регистрация рождений, смертей и браков практически не велась.

Иудейские (еврейские) метрические книги (тетради)

Для иудеев метрические книги законодательно учреждены в 1835 году, но велись с 1804 года. Каждая книга велась на двух языках — русском и иврите. Обязанность ведения метрических книг у иудеев в России была возложена на раввинов. Раввин вёл книгу в двух экземплярах, один хранил в синагоге, а второй — в городском учреждении.

Иудейские метрические книги включают записи о четырёх обрядах: рождение, обрезание, бракосочетание, смерть. Однако, поскольку в иудаизме обряд может совершать любой верующий иудей, запись в метрическую книгу могла и не вноситься, если обряд совершался не в синагоге. Не всегда проводились метрические записи о девочках (рождение, смерть). Некоторые записи утрачены в результате небрежного обрезания листов после сшивания тетрадей.

Метрические книги раскольников

Для раскольников метрические книги законодательно учреждены в 1874 году. Метрические книги раскольников до 1905 года велись полицией. Многие раскольники официально значились православными. С 1905 — 1906 годов ведение метрических книг раскольников возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников.

Метрические книги баптистов

Для баптистов метрические книги законодательно учреждены в 1879 году. Ведение метрических записей смертей, рождений и браков баптистов возлагалось на полицию.

Метрические книги старообрядцев

Метрические книги старообрядцев (за исключением единоверцев) до 1905 года велись полицией. С 1905 — 1906 годов ведение метрических книг старообрядцев было возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников. В старообрядческих общинах без поповских согласий ведение книг с 1907 года возлагалось на особых, избираемых собраниями общин, старост.

Метрические книги сектантов

Метрические книги сектантов до 1905 года велись полицией. Многие сектанты официально значились православными. С 1905 — 1906 годов ведение метрических книг сектантов, приемлющих священство, было возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников. Книги сектантов, не признающих духовных лиц, велись в городах городскими управами или городскими старостами, а в уездах — волостными правлениями.

Метрические книги прочих вероисповеданий

Ведение метрических записей смертей, рождений и браков мариавитов и у язычников (незначительная часть черемис, вотяков и чувашей, чукчи, айны и другие) возлагалось на полицию. У буддистов и ламаитов ведение метрических книг осуществлялось их духовными лицами.


Примечания:

1. Макейчик А.А. Генеалогический словарь (учебное пособие). – СПб.: Институт морского права, 2003. – 24 с.
2. Там же.
3. Там же.
4. Воробьев А. Генеалогическое исследование: первые шаги. Опрос родственников. Часть 1 / Генеалогия, история семьи. — Электронный ресурс. — Москва: Subscribe.ru, 2007 — 2009. — Режим доступа: e-mail рассылка (23.09.2007). — Генеалогия, история семьи. Генеалогия. Опрос родственников.
5. Цит. по: Варфоломеева Г.И. Двойная спираль. – М., 2004. – 384 с. – С. 16.
6. Антушева Е. Метрические книги — подробная справка / Генеалогия, история семьи. — Электронный ресурс. — Москва: Subscribe.ru, 2007 — 2009. — Режим доступа: e-mail рассылка (29.11.2008). — Генеалогия, история семьи. Метрические книги — подробная справка.


Источник:
Все вопросы, предложения, рекомендации и жалобы отправляйте на адрес:redcat85@mail.ru
© 2003 Studia GK design designed by Gammy
Вернуться к началу Перейти вниз
 
О метрических книгах
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Беседка :: Архивы :: Алгоритм поисков-
Перейти: