Беседка
Рады Вас приветствовать на нашем форуме.
Надеемся, что Вам здесь понравится, и пройдя быструю регистрацию, Вы присоединитесь к нашему дружному сообществу
Беседка

форум для общения между ищущими свое фамильное Я
 
ПорталПортал  ФорумФорум  ГалереяГалерея  ПоискПоиск  Табель о рангахТабель о рангах  ЧаВоЧаВо  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поиск
 
 

Результаты :
 
Rechercher Расширенный поиск
Последние темы
Навигация
 Портал
 Форум
 Пользователи
 Профиль
 ЧаВо
 Поиск
Партнеры
Создать форумВсероссийское генеалогическое древо
WikiTree - growing the world's family tree
Join me @ WikiTree
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
мудрые мысли
хочу поделиться
счетчики

Яндекс цитирования
free counters Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Поделиться | 
 

 Солотчинский монастырь - 11 февраля 2011 года

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 274
Дата регистрации : 2010-11-13
Откуда : Москва

СообщениеТема: Солотчинский монастырь - 11 февраля 2011 года   Вс Фев 13, 2011 10:25 pm



Солотчинский монастырь - его история и почему именно про него фоторепортаж
Вернуться к началу Перейти вниз
http://sites.google.com/site/familiografia/home/novosti-sajtov
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 274
Дата регистрации : 2010-11-13
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Солотчинский монастырь - 11 февраля 2011 года   Пн Фев 14, 2011 12:20 am

Солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь когда-то располагался на крутом левом берегу реки Оки, в 20 км выше Рязани. За прошедшие века река, причинявшая немало бед святой обители, изменила русло и ушла в строну, а под стенами Солотчинского монастыря осталась лишь протока-старица, которую питает впадающая в нее речка Солотча.

Монастыри, подобные Солотчинскому, обычно именуют "княжескими", поскольку у их истоков стоят светские владыки. Вот и основание Солотчинской обители предание связывает с именем князя Олега Рязанского, который, проезжая с супругой княгиней Евфросинией по этим местам во время охоты, встретил на берегу речки Солотчи двух отшельников - Василия и Ефима. Беседа с подвижниками и навела князя Олега на мысль основать монастырь в здешних краях. Легенда относит это событие к 1390 г. По правде сказать, у мудрого князя были и иные причины для создания обители в глухой лесной стороне, подальше от маршрутов татарских набегов. Олегу нужно было безопасное место, куда в случае опасности можно было отправить семью. Недаром в народе ходила легенда, что от Рязани до монастыря по велению князя был прорыт подземный ход.

В течение последующих 12 лет Олег неустанно пекся о благополучии основанной им обители, не забывая делать щедрые вклады в монастырскую казну. Солотчинский монастырь быстро сделался первым на Рязанщине по своему богатству и известности. Когда же в 1402 г. Олег Рязанский почувствовал приближение смертного часа, то принял именно здесь монашеский постриг под именем Иоакима и завещал похоронить его в монастырских стенах. Могилы князя Олега и его жены находились в течение почти четырех веков в стенах древнего Покровского храма, но в 1768 г. Ока, подступив вплотную к обрывистому берегу, подмыла его, обрушив часть стен и старый храм. К счастью, останки основателя обители были заблаговременно перенесены в стоявший подальше от реки собор Рождества Богородицы и перезахоронены там.

Стоявший в глухих лесах далеко от главных транспортных путей, монастырь, тем не менее, оказался причастен к некоторым важным событиям в истории Руси. Так, в 1552 г. через него проходило войско Иоанна Грозного, торопившееся к Казани. В конце 50-х гг. того же века в обители была построена в честь победы над казанским ханом шатровая Алексеевская церковь, к сожалению, не дошедшая до наших дней. (Ее разобрали по ветхости в 1847 г.)

Затем до конца XVII в. монастырь переживал некоторый упадок, однако с 1688 г., когда его настоятелем стал архимандрит Игнатий (Шангин), строительство в нем активизировалось, и к концу этого столетия возник великолепный ансамбль зданий в стиле нарышкинского барокко. После этого вновь наступила полоса упадка. Овеянные ветрами истории древние стены обители постепенно ветшали, время от времени разрушались и перестраивались его постройки, иной раз (как было рассказано выше) этому способствовали и природные факторы, но все же в начале XX в. в монастыре действовало целых три храма: Рождественский собор - самый древний из всех, построенный в начале XVI в., Духовская церковь при трапезной и надвратный храм Иоанна Предтечи.

Духовская церковь с примыкающей к ней трапезной палатой выглядит скорее не храмом, а пышным дворцом, непонятно как очутившимся посреди монастырских стен. Прежде она смотрелась еще эффектнее, поскольку в трапезную вела снизу широкая, нарядно оформленная лестница. Считается, что зодчим, создавшим этот каменный шедевр, был Яков Бухвостов, строивший в это время собор в Рязани. Жители Москвы и Подмосковья знают его по дивной красоты храму Спаса в Уборах под Звенигородом и Святым воротам Новоиерусалимского монастыря.

Необычна по своему облику и надвратная Иоанно-Предтеченская церковь. Ее проект тоже, по-видимому, принадлежит Бухвостову. Интересно, что не так давно, в 1958 г., в стене этого храма был обнаружен тайник, из которого извлекли листок с надписью, гласившей, что закладка храма происходила "в лето 7203 июля в 4 день". По современному летоисчислению эта дата соответствует 1695 г. Главная же "изюминка" Предтеченской церкви - это украшающие ее изразцы. Храмы, украшенные изразцами, встречаются на Руси не так уж редко. Многие знают, например, церковь Григория на Полянке в Москве, украшенную поясом зеленых изразцовых плиток. Но в Солотчинской церкви мы видим не полоску, не квадратик, а четыре огромных панно с изображениями четырех евангелистов. Автор этого многоцветного чуда - прославленный белорусский мастер Степан Полубес, украшавший в Москве и ее окрестностях многие здания (Терем в Крутицком подворье, башни и ворота в Иосифо-Волоцком монастыре и др.) Но здесь, на рязанской земле, знаменитый гончар создал свое, может быть, самое замечательное произведение.

Строительные работы при архимандрите Игнатии не ограничивались храмами. Почти одновременно с ними были возведены два келейных корпуса, а чуть позже - два отрезка каменной монастырской стены с башнями (с востока и с юга от обители). С двух других сторон каменная ограда сменила деревянную лишь в 40-е гг. XVIII в.

В сравнении с расположенным неподалеку Иоанно-Богословским монастырем обитель в Солотче выглядит тихо и скромно. Нет здесь многолюдных шумных экскурсий, не толпятся у храмов многочисленные прихожане, двор зарос самой обычной травой - гречишником, по которому протоптаны прихотливо вьющиеся дорожки. Но именно в таких тихих обителях лучше всего чувствуется какой-то особый дух, охватывающий вошедшего сюда с первой же минуты.

И пройдя неспешно через заросший двор, мимо трехсотлетних деревьев, стоящих в самом центре монастыря (одно из них недавно сокрушила шаровая молния, не тронувшая, кстати, ни одного храма в обители), останавливаешься в раздумье перед старым собором, осторожно касаешься рукой его шершавых камней, переживших войны и пожары пяти веков, и только тут понимаешь, что это и есть живая история Руси...

В 20-е гг. прошедшего века монастырь был, естественно, закрыт. Часть зданий на его территории была разрушена, храмы изуродованы. С 1993 г. он вновь действует, но теперь как женский. За десять с небольшим лет удалось залечить раны, нанесенные обители, но некоторые утраты уже невосполнимы. Однако сохраненная часть зданий образует совершенно неповторимый ансамбль, прерасный в своей нарядной лаконичности. К впечатлению от древних храмов и изразцовых шедевров монастыря добавляется очарование и самой Солотчи, не похожей на обычный поселок, поскольку основную ее часть составляют базы отдыха и творческие уголки, разбросанные в зелени соснового бора.


--------------------------------------------------------------------------------
РАСПОЛОЖЕНИЕ: Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь находится в п. Солотча, на левом берегу реки Оки, в 20 км от Рязани, с которой связан хорошим шоссе. ПРОЕЗД: с Казанского вокзала электропоездом до Рязани (180 км), далее автобусом до п. Солотча (20 км). На автомобиле нужно доехать до Рязани по Новорязанскому шоссе, а затем проехать через центр города по Московской улице, Первомайскому проспекту и улице Ленина до улицы Есенина. Последняя ведет к мосту через Оку, за которым прямая дорога без единой развилки уходит к Солотче.
Вернуться к началу Перейти вниз
http://sites.google.com/site/familiografia/home/novosti-sajtov
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 274
Дата регистрации : 2010-11-13
Откуда : Москва

СообщениеТема: продолжение про монастырь   Ср Фев 16, 2011 9:44 pm

Источник - Солотчинский монастырь

Древний Солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь находится в двадцати верстах от Рязани, на окраине бескрайнего мещерского леса. Эти труднодоступные места в XIV веке князь Олег Иванович Рязанский избрал для строительства уединенного монастыря, где в случае набега татар, Москвы или иной беды могла бы спастись княжеская семья. Кстати, другая рязанская правительница, великая княгиня Агриппина (Аграфена) основала поблизости в 1507 году девичий монастырь под именем Аграфенина пустынь, где впоследствии и окончила свои дни. Но Аграфенина пустынь в 18-м столетии была упразднена, зато Солотчинский монастырь еще долгие годы негласно считался главным монастырем Рязанской земли. Здесь сохранился замечательный архитектурный ансамбль, созданный несколькими поколениями русских зодчих. Некогда в Солотче находился еще женский Зачатейский монастырь, основанный великой княгиней Евфросинь-ей, упраздненный в 1682 году и переведенный в Аграфенину пустынь.

Легенда рассказывает, что однажды князь Олег Иванович Рязанский с княгиней Ефросиньей отправились на охоту на Солотчу и встретили в глухом и уединенном месте двух отшельников, Василия и Евфимия. Эта встреча натолкнула князя на мысль основать здесь монастырь. Рассказывают, что от Рязани до Со-лотчинского монастыря князь Олег устроил подземный ход.

Солотчинский монастырь основан в 1390 году. Щедро наделенная землями и богатыми вкладами князя Олега и его преемников, Солотчинская обитель вскоре стала первой среди рязанских монастырей по богатству и знаменитости. Здесь князь Олег принял постриг под именем Ионы, а затем, незадолго до смерти — схиму под именем Иоакима.

Князь Олег Иванович скончался 5 июня 1402 года. Тело его было в каменной гробнице погребено в Покровской церкви монастыря. Спустя три года рядом с гробницей князя появилась гробница его супруги, княгини Ефросинии, во иночестве Евпраксии.

Древняя Покровская церковь, построенная в первой половине XV века, была первой каменной постройкой монастыря. Она относилась к типу «иже под колоколы» и напоминала собой храм Св. духа в Троице-Сергиевой лавре. Церковь располагалась у самого края песчаного обрыва и погибла в 1768 году из-за оползания берега. Вместе с ней обрушился весь северо-западный угол монастыря. После этого береговой откос был укреплен целой системой сложных сооружений.

Княжеские гробницы были перенесены в соборную церковь Рождества Богородицы. На гробнице князя Олега хранилась его кольчуга. Сегодня Рождественский собор является самым древним храмом монастыря. Он построен в начале XVI века. Это сравнительно небольшое сооружение. Сто лет спустя верх собора обрушился, и его восстанавливал известный русский зодчий В. X. Зубов. Нижняя половина собора относится к XVI веку.

В соборе находились древние иконы — высеченный из камня образ Свв. благоверных князей Бориса и Глеба, образ Св. Алексия митрополита Московского. В ризнице монастыря хранились многие исторические реликвии — серьги великой княгини Евфросинии, блюда, пожертвованные великим князем Московским Василием III, драгоценная чаша-потир — дар царей Петра и Ивана Алексеевичей.

В XVI веке в память о взятии Казани в монастыре была построена шатровая Алексеевская церковь. Она располагалась на месте первого деревянного храма монастыря, построенного еще князем Олегом. Алексеевскую церковь разобрали в 1847 году.

Большое строительство в монастыре развернулось в 1688 —1698 годах при настоятеле монастыря архимандрите Игнатии (Шангине). В эти годы была возведена трапезная палата с церковью Святого Духа. Заложенную тогда же колокольню достроили значительно позже, в 1735 году. В подклете церкви Св. Духа размещался придел во имя Св. Онуфрия.

В 1698 году были построены Святые ворота с церковью Иоанна Предтечи. В 1958 году в стене церкви Иоанна Предтечи был найден закладной камень с тайником, в котором лежал листок бумаги с надписью XVII века. В тексте говорилось, что храм был заложен «при архимандрите Игнатии в лето 7203 (1695) года июля в 4 день».

Надвратная Иоанно-Предтеченская церковь и трапезная церковь во имя Сошествия Св. Духа построены в стиле пышного нарышкинского барокко. Как полагают, их строил Яков Бухвостов, автор рязанского Успенского собора. Духов-ская церковь с примыкающей к ней трапезной палатой напоминает дворец. Раньше это впечатление усиливалось торжественно-парадной лестницей, которая вела в трапезную палату.

Главным украшением Духовской и Предтеченской церквей являются их многоцветные изразцы. Особенно великолепны четыре большие изразцовые фигуры евангелистов, украшающие Иоанно-Предтеченскую церковь. Их изображения можно найти во многих изданиях, посвященных русскому прикладному искусству XVII века. Автором изразцового убранства Солотчинского монастыря является известный московский мастер Степан Полубес в 1691 году.

В конце XVII века были построены два корпуса келий, в 1694—1698 годах — восточная и южная стена с тремя башнями. Первоначально ограда Солотчинского монастыря была деревянной. С западной и северной стороны каменная ограда появилась только в 1741 — 1745 годах. В середине XIX века западная угловая башня обрушилась вместе с береговым откосом.

В XVII веке в монастыре процветала иконописная школа. Архив монастыря хранил множество ценных исторических документов, особенно относящихся к XVII веку.

Из Солотчинского монастыря открывается вид на бескрайнюю окскую пойму, на цветущие заливные луга. Далеко-далеко в голубоватой дымке виден силуэт колокольни Богословского монастыря в селе Пощупове.

Здесь же в этом монастыре был захоронен сподвижник князя Олега, мурза Салахмир, женатый на сестре князя - Анастасии и принявший при крещении имя Иоанн, правда захоронен он уже как принявший схиму ИОСИФ. Плита была обнаружена случайно при прокладке водопровода.
Иоанн Мирославович - видный военный и государственный деятель великого княжества Рязанского, зять великого князя Олега Ивановича Рязанского. Более известен по последующим летописным источникам как татарский мурза Салахмир (Салхомир, Солых эмир, (С)Хоросмир).
Мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды в 1371г., оказал Рязанскому князю серьезную военную помощь. Произошло это в те драматические дни, когда после военного поражения от войск Дмитрия Московского и его союзника Владимира Пронского под Скорнищевым, князь Олег Иванович был вынужден оставить престол и бежать из Переславля Рязанского. Позже князь Олег возвращает себе престол, а мурза Салахмир, поступает к нему на службу, принимает святое крещение с именем Иоанн Мирославович и становится близким соратником и сподвижником князя.
Олег полюбил его, оказал ему почет и явное предпочтение перед другими боярами: выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал Верхдерев, Венев, Ростовец, Михайлово поле и Безпуцкий стан.
О значении Иоанна Мирославовича при дворе Рязанского князя можно судить по следующему выражению, которое встречается в жалованных грамотах Олега: «поговоря с зятем своим с Иваном Мирославичем…». Сын Ивана Мирославича, Григорий, также играл роль главного советника, но уже при дворе Олегова внука, Ивана Федоровича.
Немногие сохранившиеся документы от этой древней эпохи свидетельствуют и о том, что Иоанн Мирославович, а затем и сын его, Григорий Иванович, принимали непосредственное участие в судьбе Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря.
В этом монастыре князь Олег Иванович и его супруга Ефросиния приняли постриг, здесь были захоронены, приняв перед этим великую схиму с именами Иоаким и Евпраксия. Здесь провел свои последние дни и Иоанн Мирославович, и как схимник с именем Иосиф, захоронен на территории монастыря. Доказательством этого факта стала мемориальная плита, обнаруженная при проведении земляных работ в 2003г. на территории монастыря. Сама плита уникальна. Древнерусские плиты с похожими текстами можно пересчитать по пальцам. Плита фиксирует факт перезахоронение останков через 150лет после смерти погребенного – акт для Руси исключительный! Традиция не предполагает таких переносов, за исключением мощей святых и высшего духовенства, правителей государства и их семей. Тем самым, эта находка еще раз подтвердила ту роль, которая отводилась Иоанна Мирославовичу при дворе князя Олега.
Иоанн Мирославович стал родоначальником многих известных дворянских и графских фамилий, послуживших Отечеству: Вердеревских, Апраксиных, Апраксиных-Вердеревских, Ханыковых, Крюковых, Шишкиных, Дувановых, Ратаевых, Пороватых… В XV веке род Иоанна Мирославовича становится одним из самых крупных и влиятельных на рязанских землях. После присоединения Рязанского великого княжества к Москве в 1521г. многие потомки Иоанна Мирославовича вошли в состав «государева двора», из которого набирались командные и административные кадры государства.
Мурза Салахмир пришел на Русь в достаточно молодом возрасте, был моложе князя Олега Ивановича (князь Олег родился предположительно в 1336(38)г., умер в 1402г.)). Этот факт подтверждает и поздний выход на историческую сцену сына Иоанна Мирославовича, Григория Ивановича - 1427-1456гг.

К князю Олегу Рязанскому пришел из Золотой Орды на службу и брат Салахмира, Еду-хан, по прозвищу Сильнохитр, в крещении получивший имя Андрея. От Еду-хана пошел дворянский род Хитрово. То, что брат Салахмира, Еду-хан, носил титул хана, свидетельствует, что он по происхождению был Чингизидом - потомком Чингизхана.
Чингизидом мог быть по происхождению и Салахмир…

Вот ссылка на ЖЖ дневник одного из потомков
Салахмира
а на этой фотографии потомки у восстановленной плиты в феврале 2011 года

http://fotki.yandex.ru/users/lisabella/view/256823/
Вернуться к началу Перейти вниз
http://sites.google.com/site/familiografia/home/novosti-sajtov
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 274
Дата регистрации : 2010-11-13
Откуда : Москва

СообщениеТема: продолжение   Ср Фев 16, 2011 10:09 pm


http://fotki.yandex.ru/users/lisabella/view/256788/

http://fotki.yandex.ru/users/lisabella/view/256792/

http://fotki.yandex.ru/users/lisabella/view/256798/

http://fotki.yandex.ru/users/lisabella/view/256813/

http://fotki.yandex.ru/users/lisabella/view/256815/

http://fotki.yandex.ru/users/lisabella/view/256820/
Вернуться к началу Перейти вниз
http://sites.google.com/site/familiografia/home/novosti-sajtov
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Солотчинский монастырь - 11 февраля 2011 года   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Солотчинский монастырь - 11 февраля 2011 года
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Москвичи подскажите, пожалуйста, куда повести в Москве парня 13 лет
» «Бедная Настя» Для мам девочек-подростков и не только
» Новая военная доктрина России
» Пьянка за рулем: когда и сколько можно пить
» Конкурс на лучшую патриотическую песню ко Дню победы!ВЕСНА ПОБЕДЫ!

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Беседка :: Историко-географический раздел :: Экскурсии по местам предков, выставки-
Перейти: